Печать

Сегодня в Ташкенте под эгидой посольства РФ состоится научная конференция, приуроченная к 170-летию Николая Остроумова, видного деятеля русской диаспоры. 

1920406 1492352ОБРЕЗ877705381 4484630130728376245 n

Николай Остроумов (слева) со своей дочерью Ольгой и зятем-первым избранным мэром Ташкента Николаем Маллицким

14 ноября нынешнего года исполнилось 170 лет со дня рождения Николая Петровича Остроумова – крупного деятеля российского дореволюционного востоковедения. Он был также в свое время заметной фигурой в Туркестане на поприще народного просвещения. Большую часть своей долгой жизни он прожил в Ташкенте. Судьба Остроумова во многих отношениях примечательна. Благодаря трудолюбию, пытливому уму, любви к познанию, служебной добросовестности он, сын сельского священника, стал потомственным дворянином, действительным статским советником, кавалером многих орденов, известным деятелем науки, человеком, имя которого вошло во многие энциклопедии. Востоковедческая деятельность Н.П. Остроумова охватывала археологию, этнографию, языкознание, фольклористику, источниковедение, исламоведение. Его вклад в любое из этих направлений с позиций современной науки, возможно, и нельзя признавать особо большим, но следует учесть, что применительно к региону Средней Азии он стоял у их истоков, был одним из тех, кто закладывал первые камни в фундамент   научных отраслей. И уже одно это обстоятельство заслуживает благодарной памяти.

Николай Петрович Остроумов родился 2 ноября 1846 года – по старому стилю, по новому, соответственно, 14 ноября, в большом торговом селе Сасово, Тамбовской губернии. Его родители относились к духовному сословию. Происхождение из духовного сословия автоматически определяло всю будущность человека в России середины XIX века – духовное училище, духовная семинария, служение в храме. Как вариант – педагогическая работа в духовных учебных заведениях. По такой дороге прошли предки Остроумова, почти все его родные и двоюродные братья и племянники. Уготована такая дорога была и ему.

Остроумов окончил Тамбовскую семинарию и Казанскую духовную академию. В Казане он учился под руководством выдающегося востоковеда, член корреспондента Санкт-Петербургской академии наук Н.И. Ильминского, который все силы отдавал делу просвещения нерусских народов Поволжья. Общение с Ильминским, вместе с рядом других факторов, предопределило интерес Остроумова к востоковедению. Он в совершенстве владел арабским, персидским, узбекским, татарским языками, хорошо знал немецкий.

В 1877 году Н.П. Остроумов по инициативе Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана был приглашён на службу в Туркестан. Именно в Ташкенте в полной мере проявился интерес Остроумова к Востоку. Он внес существенный вклад в становление в Средней Азии, в частности, в Узбекистане археологии, этнографии, языкознания, фольклористики.  Много сделал в области исламоведения. Большую часть периода деятельности Туркестанского кружка любителей археологии (1895-1917), основателем которого он был вместе с академиком В. Бартольдом, фактически им  руководил. Но в первую очередь он, как педагог, много трудился на поприще народного просвещения.

Остроумов – зачинатель среднеазиатской журналистики, многие годы был редактором первой газеты на узбекском языке «Туркистон вилоятининг газети».

Надо отметить роль Остроумова в первом издании на русском языке «Уложения Тимура». Он организовал перевод с французского издания Лянглэ (1787), и издал его в Казани. Сохранили до сих пор научный интерес работы Остроумова о традиционных мусульманских учебных заведениях-мактабах и медресе.

Исламоведческие штудии Остроумова достаточно высоко оценивал Бартольд и другие востоковеды, хотя они же и находили поводы для их критики. Что в известной степени объяснялось разными подходами к объекту исследования. Бартольд творил в русле чисто академической науки. Целью же Остроумова в первую очередь, были подготовка учебных пособий по исламоведению и популяризация знаний об исламе среди широких масс.

Расхожим обвинением в адрес Н.П. Остроумова являются измышления относительно его, якобы, миссионерства. Эти обвинения были в ходу среди определенной части туркестанских исламских деятелей дореволюционного периода, исповедовавших идеи пантюркизма, панисламизма, сепаратизма. Они активно муссировались некоторой частью историков советского периода. Новое дыхание измышления о миссионерстве Остроумова получили в работах ряда современных центральноазиатских авторов. На самом деле Остроумов к миссионерству не мог иметь никакого отношения, в Туркестане он находился на светской работе. К тому же идеи наступательного прозелитизма были глубоко чужды ему. Если Николая Петровича Остроумова и можно назвать миссионером, то лишь миссионером-культуртрегером, просветителем, в смысле, человеком, с любовью и терпением исполнявшим миссию ознакомления народов Средней Азии с русской культурой и щедро сеявшим семена просвещения. Этот, по словам епископа Туркестанского Димитрия (Абашидзе), «настоящий русский человек» выполнял трудную и благородную миссию взаимодействия культур.

Отдельные заключения Н. П. Остроумова относительно ислама и его роли, в том числе в будущем, являются буквально пророческими.

Так, например, в книге «Коран и Прогресс» он писал: «Быть может, европейским государствам, соперничающим за преобладание в Азии и Африке, будет в недалеком будущем весьма важно иметь ислам за себя». Это мы как раз и наблюдаем ныне на Ближнем и Среднем Востоке.

 Значительный интерес для историков–туркестановедов представляет эпистолярное и мемуарное наследие Остроумова.

До последних дней Остроумов сохранил живость ума, здравость суждений. Его мысли даже на склоне лет облекались часто в оригинальную форму. Он активно интересовался текущей общественно-политической ситуацией Узбекистана. И в течение всей жизни предстает очень цельной, последовательной натурой, не пытавшейся подстраиваться под обстоятельства.

Представляется объективной оценка, данная Остроумову и его деятельности около полувека тому назад известным узбекистанским историком А.П. Савицким: «Занимал [Остроумов] сравнительно с другими не такое высокое положение… Конечно, известное влияние на формирование взглядов Н.П. Остроумова имела восточная школа Казанской Духовной академии, питомцем которой он являлся, но справедливости ради нужно сказать, что благородное служение отечественной науке является главным направляющим и руководящим принципом его творчества. Нужно откровенно сказать, что в дореволюционном Ташкенте все достижения и успехи русского востоковедения в той или иной степени непременно связаны с именем Н.П. Остроумова».

Права была дочь Остроумова, Ольга Николаевна, которая записала в свое время в дневнике, комментируя попытки предать забвению имя ее отца: «Это имя уже есть на страницах культурной истории».

 Юрий Флыгин, историк

Новые статьи:

Ранние статьи: