Я являюсь участницей Консультативного совета гражданского общества фонда «Ишонч» - это фонд, который распоряжается реституированными деньгами Каримовой, возвращёнными из Швейцарии. Пару дней назад, просматривая сайт Фонда, я обнаружила, что расходы на содержание Секретариата фонда в 2024 году составили... больше 2 миллионов долларов.
Разумеется, это вызвало немало вопросов, и 19 мая я спросила в группе фонда, на что уходят такие деньги. Йонас Аструп, руководитель фонда, ответил: «Когда Фонд был создан в 2022 году, Руководящий комитет утвердил проект Секретариата с годовым бюджетом в размере $1,136,092. Однако мы не использовали весь бюджет каждый год. Фактически, с 2022 года мы работаем, используя эквивалент всего двух годовых бюджетов». То есть 2+ миллиона долларов были потрачены на содержание Секретариата фонда не за один 2024 год, а за 2022-2023-2024 годы.
Я попросила отправить финансовые документы, подтверждающие указанные расходы за данный период. Зарплатные ведомости, контракты и так далее. Ответа на мой запрос так и не пришло – Йонас предложил взглянуть на сайт по закупкам ООН (где точно нет всей интересующей меня информации).
Сегодня он ответил, что Секретариат Фонда не занимается финансовыми вопросами. Это ответственность Административного агента, который подписал соглашение с правительством Швейцарии о том, как управляются финансы Фонда. Предложил организовать встречу с Комитетом по Управлению фонда. На мой взгляд, такая встреча уместна только после предоставлениям нам всех документов, подтверждающих эти расходы. Тогда можно будет говорить более предметно. Однако мои запросы о предоставлении документов пока остаются без ответа, и я не понимаю, предоставят нам их или нет.
Огорчает, что заявленная прозрачность в расходовании денег, принадлежащих народу Узбекистана, находится на столь низком уровне, что у выбранных представителей гражданского общества нет полной информации даже о расходах на секретариат фонда.
2+ миллиона долларов – это огромные деньги, даже если они были потрачены за 3 года. Для сравнения: гранты, которые Европейский Союз выдаёт организациям гражданского общества в Узбекистане составляют 300-400 тысяч евро на три года. А Секретариат фонда со значительно меньшим количеством персонала и кругом задач, чем проекты ННО, абсолютно непрозрачно тратит за 3 года в 5-6 раз больше средств.
Это не деньги Швейцарии. Это не деньги ООН. Это деньги народа Узбекистана, и они должны расходоваться на народ Узбекистана максимально прозрачно. Народ имеет право знать, на что уходит каждый цент. Пока этой прозрачности нет даже для нас.