Комментарий уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова в связи с докладом Государственного департамента США о ситуации с правами человека в мире за 2015 год.
В связи с публикацией Государственным департаментом США ежегодного доклада о ситуации с правами человека в мире, констатируем, что, как и раньше этот документ выдержан в неприемлемой менторско-назидательной манере, базируется на идеологизированных штампах, ярлыках и политизированных предвзятых оценках.
Уже набили оскомину дежурные инсинуации о некой авторитарности и закрытости политической системы Российской Федерации. К слову: не припоминаем, чтобы американский президент регулярно несколько часов в прямом эфире отвечал на десятки вопросов российских и международных СМИ, а также граждан своей страны по самым разнообразным актуальным темам.
Налицо явный заказной характер формулировок авторов доклада о «российской оккупации Крыма», упрямо игнорирующих свободное волеизъявление жителей полуострова. Не раз указывали американцам на безосновательность утверждений об «ухудшении» ситуации с правами человека в российском Крыму. Только нежелающий видеть может не замечать существенного прогресса в развитии этого многонационального российского региона, в том числе в области прав человека на контрасте с катастрофическим положением в этой сфере на Украине.
Не может не вызывать удивления утверждение про тысячи гражданских жертв в Донбассе по вине России. Всем известно, что гуманитарно-правочеловеческая катастрофа на Украине - дело рук подконтрольных США украинских властей и национал-радикальных группировок в период после антиконституционного переворота в Киеве. И это вместо того, чтобы оказать, наконец, реальное воздействие на украинские власти, с тем, чтобы прекратились масштабные преступления и нарушения прав человека на Украине, а подлинные виновники тягчайших преступлений, в том числе поджога Дома профсоюзов в Одессе, были привлечены к ответственности.
На этом фоне абсолютно неуместны и звучат на грани вмешательства в наши внутренние дела призывы Госдепартамента освободить осужденного за подготовку взрывов в Крыму Олега Сенцова и украинскую наводчицу Надежду Савченко, признанных российским судом виновными в тяжких преступлениях. Более того, это не что иное как попытка оправдать терроризм и убийства журналистов.
Утверждения о том, что власти России «разжигают русский национализм» также не только безосновательны, но и просто лицемерны, особенно с учетом бесконечных заявлений в Вашингтоне, в том числе на высшем уровне, про «исключительность Америки».
Рассуждения же о якобы продолжающихся нарушениях прав человека со стороны российских правоохранительных органов, в том числе на Северном Кавказе, не выдерживают критики на фоне вопиющих, доказанных и до сих пор не расследованных фактов пыток н бесчеловечного обращения со стороны спецслужб США в Гуантанамо и секретных тюрьмах ЦРУ. Во все еще функционирующем, несмотря на предвыборные обещания Барака Обамы, специзоляторе на Кубе более 13 лет без предъявления обвинений находится, наряду с десятками других узников, гражданин России Равиль Мингазов. Другие содержащиеся в американских пенитенциарных учреждениях россияне в нарушение их законных прав зачастую попадают в американские застенки лишь за недоказанные должным образом «намерения» совершить преступления.
Американским властям давно пора снять очки, затуманенные антироссийскими стереотипами, прекратить заниматься очернительством реального положения дел в области прав человека в России, всерьез приступив, наконец, к решению огромного массива острых проблем в области прав человека, демократии и верховенства права в самих США.
Не лишним было бы для сильно подмоченного имиджа Америки в мире найти в себе силы и перестать навязывать суверенным странам пользующиеся все меньшим спросом ультимативные предложения американских лекал демократии. Рассчитываем, что США осознают это и подключатся к конструктивным международным усилиям по нахождению ответов на действительно важные общие вызовы в области прав человека.