Порошенко подписал четыре принятых Радой закона, которые называют «декоммунизационным пакетом». В Киеве намерены создать «Парк советской оккупации». Больше, как говорится, заняться нечем, все проблемы решены.
За два года необандеровщины снесено несколько сотен памятников Ленину и десятки монументов, посвященных другим советским деятелям. Как верно заметила киевский публицист Мирослава Бердник: «Еще не раз вспомните, что вместе с памятниками Ленину и другим советским вождям сокрушили и социальные достижения той страны, которую, оплевывая, разрушили».
О вандализме и «войне с мертвыми» крымский публицист Сергей Веселовский пишет: «Я выказал глубокую озабоченность тем, что вслед за идеологами СССР и КПСС последуют к сносу памятники воинам-освободителям Украины от фашизма и украинцам, прославившим республику в советское время: маршалу Победы Жукову, генералу Ватутину, командовавшему освобождением Киева, легендарному Маэстро - Леониду Быкову. Меня, помнится, тогда обвинили в маразме, ватничестве и оскорблении украинских патриотов. Но прошел год, парламент европейской Украины принял закон о декоммунизации и десоветизации, согласно которому в памяти населения необходимо ампутировать все, что связано с советским этапом истории. Будто его не было вовсе. Сотни населенных пунктов, тысячи улиц, десятки тысяч памятников и мемориальных знаков должны быть "тэрминово пэрэймэновани, або зруйновани"».
И вот уже разбита мемориальная доска на ул. Владимирской в Киеве, посвященная Г.К. Жукову. Снесен памятник Артему, а город, носивший его имя, переименован. Вандалы в Харькове сбили с монумента буквы надписи «Воину-освободителю» и пытались сдать их в металлолом.
В пылу декоммунизации свидомые вознамерились сменить на нечто и герб СССР на щите у гигантской фигуры Родины-Матери, возвышающейся над правым берегом Днепра в Киеве. И раструбили об этом в СМИ. Однако Василий Бородай, внук автора и тоже скульптор, считает, что демонтировать герб нецелесообразно: «Это несвоевременно и повлечет трату огромных средств. Теоретически снять герб можно. Но это чревато разрушением всей конструкции». Специалист поясняет: руки статуи держатся на специальном противовесе. И если снимать ту, что со щитом, нарушится баланс другой - с мечом. Если же снимать с руки только щит (он крепится на специальной дуге), это может вызвать обрушение самой конструкции. «Это просто безобразно - изменять работу, которая вошла в число 300 наилучших произведений тысячелетия! Что нам даст то, что мы поменяем герб СССР на тризуб? Ничего».
* * *
Этот памятник всегда вызывал споры: его создателей и сегодня упрекают и в гигантомании, и в проблемном эстетизме. С этим можно соглашаться или спорить, однако следует помнить, что он во многом несет в себе черты идеологии той эпохи, когда созидался, а также нужно внятно отдавать себе отчет в том, что возведен он большим советским народом, причем в память об общей, неделимой Великой Победе.
Речь идет о самой большой на Украине монументальной фигуре - статуе Родины-Матери, торжественно открытой 8 мая 1981 г. в городе-герое Киеве, к 36-летию нашего общего праздника.
Если памятник генералу армии Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков, знаменитый скульптор Е. Вучетич создавал сам в 1948 г. — еще до своих главных шедевров, а точней, одновременно с работой над проектом памятника воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, то 102-метровую (от пьедестала до кончика меча 62 м) фигуру женщины, возвышающуюся на киевских днепровских склонах, возводили по сильно видоизмененному проекту Вучетича уже после его кончины (умер в 1974 г.).
Скульптору Евгению Вучетичу, сыну Украины и большой единой Родины, был отпущен дар и возможность запечатлеть силу скорби и величие подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Создание киевского монумента после ухода мастера из жизни было поручено коллективу местных скульпторов, руководить которыми назначили В. Бородая (в соавторстве с Ф. Согояном и В. Винайкиным, а также архитекторами В. Елизаровым, Г. Кислым и Н. Фещенко). Первоначальный проект группа подвергла существенной переработке.
Вроде бы, по проекту 1947 г. на этом месте должен был возвышаться памятник И.В. Сталину (и где-то рядом на днепровских кручах – и Ленину), но генералиссимус отверг проект, резонно решив, что деньги понадобятся Киеву для восстановления. Утверждают также, что по изначальному проекту Вучетича фигура Родины-Матери в Киеве должна была представлять собой 80-метровую бронзовую с позолотой женщину с мечом и щитом, с надписью на щите «Без страха в гости к нам не жалуйте». У подножия статуи предполагалось создать водный поток со скульптурной группой, демонстрировавшей форсирование Днепра. Скульптурную группу новый авторский коллектив отверг по своим эстетическим соображениям.
В разных параметрах 450-тонная статуя описывается такими числами. Изготовлена она из стальных (титан был отвергнут из-за дороговизны) блоков-секций, каждая весом до 30 тонн, спаянных между собой. Секции, в свою очередь, спаяны из листов нержавейки, размером 50 на 50 см и толщиной 1,5 мм. Сталь отливалась в Запорожье, сварку листов осуществляли специалисты киевского Института электросварки имени Патона.
9-тонный 16-метровый меч Родина-Мать вздымает в небеса в правой руке, 13-тонный щит с гербом СССР (именно это, в первую очередь, так раздражает сегодня нынешних советскофобов и русофобов Украины) - в левой.
Каркас скульптуры начинается на глубине 17,8 м, в бетонном колодце диаметром 34 м. Кроме художников и скульпторов над созданием монумента работали специалисты шести проектных, четырех строительных институтов и организаций, нескольких заводов. Над сборкой - около 500 рабочих, в том числе 70 сварщиков, проложивших сварочный шов в 29 км! Высотный кран БК-1000, использовавшийся при монтаже, был специально снят со строительства домны в Донбассе.
Предложение заменить меч чашей с вечным огнем поддержано не было, сохранен изначальный концепт Вучетича с мечом и щитом. Напомним, что образ меча является непреходящим в самых известных монументах Вучетича: поднятый в замахе меч держит Родина-Мать на Мамаевом кургане (символизируя и конкретное великое событие - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне, победу в Сталинградской битве), опущенный после ратного дела меч держит и воин в Трептов-парке.
С киевским мечом, рассказывают, возникли конструктивные проблемы. После московских аэродинамических испытаний его трансформировали из плоского в граненый. Кроме того, он был укорочен на три метра. Инженеры уверяют, что запас прочности всего сооружения рассчитан на полторы сотни лет.
Со скульптором Вучетичем связана и третья художественная киевская «закольцовка». Рассказывают, что Л. Брежнев в ходе визита подарил Киеву бронзовую копию известной вучетиевской скульптуры «Перекуем мечи на орала» (1959), оригинал которой установлен возле здания ООН в Нью-Йорке. Известны также две копии этой работы: у филиала Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве и в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на ул. Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto». Почему четвертую привезли именно в Киев? Дело в том, что моделью для этой фигуры послужил киевский богатырь - олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич.
Обратим внимание, что в этой композиции тоже присутствует меч. Потому немаловажно и здесь привести суждение самого Вучетича: «Я только трижды обращался к мечу. Один меч подняла к небу Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете». Четвертый меч Вучетича держит киевская Родина-Мать.
Интересны также некоторые технические подробности.
Внутри монумента для целей обслуживания строения существует два лифта. Диагональный лифт поднимает до отметки 35 метров, дальше - лестница и вертикальный лифт до отметки 64 метра, а потом еще одна лестница и вход в руку, по которой поднимаются по обычной лестнице, используя страховку. Предусмотрена возможность подъема до головы Родины-Матери, в которой имеются специальные люки и технические площадки.
Проводятся ежегодные геодезические инструментальные обследования монумента, для выявления отклонений. По некоторым расчетам, статуя способна выдержать 9-балльное землетрясение. В высшей точке меча имеется устройство, гасящее колебания от ветровой нагрузки.
С лета 2002 г. был разрешен подъем экскурсионных групп на лифтах до отметок 36 и 92 метра, на смотровые площадки. Однако после несчастного случая в апреле 2003 г. (разбился турист, упавший с верхней площадки), доступ групп был ограничен. Но снова возобновлен в 2011 г. Стоимость подъема - 200 грн.
В новейшие времена, в эпоху «развлекалова» и коммерциализации без границ, мэрия Киева и руководство музея то ли вынужденно, то ли под давлением финансовых обстоятельств предлагают для экстремалов некий «аттракцион», немыслимый в советское время. Заплатив 800 гривен, любой любитель выделения адреналина может быть обвязан тросом и поднят на верхушку щита Родины-Матери, с последующим вручением «покорителю» бронзовой копии памятника (статуэтка высотой 21 см) и именного сертификата о «покорении высоты в 92 м над Киевом».
Монумент Родины-Матери по указу Президента Кучмы с 21 июня 1996 г. является центром Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в Киеве, расположенного у подножия фигуры.
В комплекс, занимающий площадь около 20 га, входят также аллея городов-героев с установленными в подпорной стене блоками с землей городов-героев, чаша «Огонь Славы», площадка военной техники времен Великой Отечественной войны, а также множество скульптурных композиций, символизирующих героическую борьбу советского народа - «Первые пограничные бои», «Непокоренные», «Героические подпольщики», «Героические партизаны», «Тыл - фронту», «Форсирование Днепра». На главной площади мемориала расположена скульптурная группа «Передача оружия» и бронзовая композиция «Героические подвиги советских воинов». Аллея городов-героев - это своеобразная архитектурная «рифма» к гранитным параллелепипедам, установленным у Кремлевской стены в Москве в Александровском саду, близ памятника Неизвестному солдату, вдоль которых всякий раз совершает церемониальный проход знаменитый почетный караул.
В музейный комплекс входит также галерея героев фронта и тыла с бронзовыми горельефными композициями, отдельное здание, где развернуты постоянно действующие реликвийные экспозиции «Трагедия и доблесть Афгана», «На чужих войнах», открытые для посещения экскурсантов самолет Ли-2 и вертолет Ми-24 В.
Главным экспозиционным корпусом музея является трехэтажное сооружение, собравшее более 300 тысяч экспонатов, с площадью перед ним, способной вместить 30 тысяч человек. Именно тут в честь всенародных праздников Победы, освобождения Украины и Киева проводятся массовые мероприятия с участием ветеранов, жителей и гостей города.
Справочники рассказывают, что в начале 2010 г. в мемориальный комплекс музея из Вены были переданы 1186 писем, датированных июнем-июлем 1941 г. и вывезенных оккупантами из г.Каменец-Подольского. Поразительно, что письма не были распечатаны, прочитаны, атрибутированы. Благодаря проведенной сотрудниками музея информационной кампании в СМИ и в Интернете часть писем нашла своих адресатов, фактически 70 лет спустя - по всей территории бывшего СССР, граждане которого, вне зависимости от национальности и регионов проживания единым усилием одержали Великую Победу.