СМИ и соцсети сообщили о «массовых штрафах» за негативные комментарии и «гигантских суммах» наказаний вплоть до одного миллиарда сумов ($83.300). Тема вызвала бурную реакцию в соцсетях - от опасений «затыкания ртов» до споров о свободе слова. Однако проверка законодательства показывает: никаких новых запретов или резкого ужесточения наказаний не вводилось. А заявления о «миллиарде за комментарий» некорректны и вырваны из контекста.

КАКИЕ ШТРАФЫ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ

Штрафы за клевету, оскорбление и распространение ложной информации в интернете действуют уже несколько лет. Они выражены в базовых расчётных величинах (БРВ), поэтому автоматически растут вместе с увеличением самой БРВ.

С 1 августа 2025 года:

клевета - до 60 БРВ, то есть 24,72 млн сумов ($2.060).;

оскорбление - до 40 БРВ, или 16,48 млн сумов ($1.370).;

повторные нарушения (УК) - штрафы до 200-600 БРВ (в отдельных случаях более 120 млн сумов) (около $10.000) и альтернативные наказания в виде общественных работ и ограничения свободы.

Кроме того, в 2020 году президент подписал закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности». В соответствии с ним в КоАО (ст. 2022) был установлен штраф за распространение ложной информации, приводящей к унижению или дискредитации личности, в размере 50 БРВ (около $2.100). В случае признания информации содержащей угрозу общественному порядку или безопасности, штраф увеличивается до 100 БРВ (около $4.150).

За повторное правонарушение, уже после административного взыскания, предусматривается уголовное наказание: штраф до 150 БРВ (примерно $12.500), либо общественные-исправительные работы, или ограничение свободы до 2 лет.

В 2021 году в Уголовный кодекс Узбекистана внесли поправку, которая устанавливает ответственность за публичное оскорбление или клевету в отношении президента

В следующем, 2021 году, в Узбекистане были введены дополнительные нормы, усиливающие ответственность за оскорбление президента и клевету на него, а также за дискредитацию государственных органов и должностных лиц. Публичное оскорбление президента, а также распространение ложной информации о нём, стало рассматриваться как отдельное правонарушение.

За оскорбление президента для физических лиц были установлены штрафы от 50 до 100 БРВ (примерно $2.100-4.150 тысячи). При повторном или особо тяжёлом нарушении – уголовная ответственность: штраф до 200-600 БРВ (примерно $6.860-20.600), или исправительные-общественные работы, или лишение свободы на срок до 3 лет. Уголовная ответственность возможна при повторных действиях: штрафы до 150-400 БРВ ($5.150-13.730), исправительные работы, или ограничение свободы до 3 лет

Одновременно с этими «реформами» законодательство впервые чётко отделило ответственность за критику государственных структур от обычной клеветы и оскорбления граждан. Наказание за «дискредитацию» госструктур для физических лиц было установлено в размере 50-100 БРВ ($1.717-3.430), при повторном или «утяжелённом» нарушении должна наступить уголовная ответственность: штрафы до 150-400 БРВ, исправительные работы, ограничение свободы до 3 лет.

Таким образом, штрафов за клевету, оскорбление и «дискредитацию» много, и во всех этих наказаниях фигурируют весьма значительные суммы. Тем не менее, они существуют уже несколько лет, это не новые нормы.

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ «МИЛЛИАРД»

Некоторые СМИ заявили, что пострадавший «может требовать до 1 млрд сумов» за моральный ущерб. Это утверждение оказалось неточным.

Гражданский кодекс действительно позволяет требовать компенсацию морального вреда. Но размеры этого самого вреда не определены. Согласно статье 1022 Гражданского кодекса, «Моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом … с учётом характера причинённых страданий и степени вины».

Другими словами, в каждом случае компенсация морального ущерба определяется индивидуально; какие-либо четкие суммы в законодательстве не прописаны.

Миллиардные суммы встречаются только в «тяжёлых» случаях - например, связанных с гибелью или увечьем детей. Так, в деле о массовом отравлении индийским препаратом «Док-1 Макс», суд назначил взыскание в порядке компенсации морального ущерба в размере одного миллиарда сумов (около $80.000) каждому из законных представителей 68 детей, умерших от употребления препарата, и 12 пострадавших от его действия.

В спорах о чести и достоинстве суммы такие суммы не фигурируют. Обычно речь идёт о десятках или, реже, сотнях миллионов сумов.

НОВЫХ ЗАПРЕТОВ НЕТ

Резонанс возник после того, как несколько телеграм-каналов интерпретировали действующие штрафы как «нововведения», вырвав из контекста суммы, которые в реальности относятся либо к уголовным делам при повторных нарушениях, либо к другим категориям судебных споров. В результате в соцсетях появилось множество комментариев о «затыкании ртов» и ограничении критики, хотя юридически ситуация остается прежней.

На деле рост сумм объясняется лишь повышением БРВ - это техническое изменение, а не политическая мера.

Таким образом, заявления о штрафах «до миллиарда» в контексте комментариев в соцсетях не соответствуют действительности. Максимальные компенсации подобного уровня встречаются только в гражданских делах, связанных с гибелью или увечьями, но не в делах о клевете или оскорблении.

Новости

Адвокаты

Опрос

Сайт создан с помощью Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
Scroll to top