За последнее время международной правозащитной организации Human Rights Watch и правительству Узбекистана удалось наладить диалог.

2 

Как рассказал корреспонденту АН Podrobno.uz исследователь HRW по Центральной Азии Стив Свердлов, президент Шавкат Мирзиёев поддерживает расширение присутствия организации в стране.

Офис международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW, «Страж прав человека») в Ташкенте был открыт в 1996 году. Он стал вторым полевым офисом организации за пределами США после московского. «Для нас СССР и уже независимый Узбекистан были в центре внимания», – говорит Свердлов.

Однако в декабре 2010 года Министерство юстиции Узбекистана подало иск в Верховный суд о ликвидации представительства HRW. В июне 2011 года данный иск был удовлетворен.

После семилетнего перерыва власти разрешили делегации HRW посетить страну, что дало им возможность увидеть «много положительных изменений, которых раньше не было». «Мы даем рекомендации для углубления и продолжения шагов, предпринятых за последние 14 месяцев правления нового президента Шавката Мирзиёева», – отмечает Свердлов.

Оценка реформ

В организации приветствуют предложение Мирзиёева об открытии в стране представительства Верховного комиссара ООН по правам человека, недавний визит которого способствовал приезду представителей HRW в Узбекистан.

«Я хочу сказать, что после стольких переговоров мы почувствовали, что времена действительно изменились. В том плане, что никто не сказал: «Стив, если хотите здесь работать, надо меньше критиковать». Никакого вмешательства в нашу работу не было. Конечно, мы уважаем законодательство Узбекистана и выполняем работу в соответствии с нашим мандатом: изучать права человека, делать рекомендации и принимать ту страну, в которой мы работаем. Поэтому я учусь говорить по-узбекски и стараюсь войти в положение всех собеседников», – сказал эксперт HRW.

Стив Свердлов выделяет три основных направления, которые, по его мнению, наглядно характеризуют последние изменения в жизни узбекского общества. В первую очередь он отмечает появившуюся у людей возможность намного эффективнее решать свои проблемы благодаря приемной президента. Без внимания не осталось и освобождение политических активистов, а также прогресс в работе местных СМИ.

По этой причине последние публикации HRW об Узбекистане в значительной степени отличаются от тех, что выходили в свет пару лет назад. «Все-таки есть, о чем говорить в положительном смысле. Мы наблюдаем, что значительно уменьшается пространство между новым правительством и гражданами. Больше всего этот процесс олицетворяет виртуальная приемная президента», – подчеркнул собеседник.

Свердлов считает, что правительство Узбекистана стало больше прислушиваться к народу. Высказывания президента о том, что чиновники должны быть доступнее и активнее пользоваться социальными сетями, создает ощущение, что у главы государства есть видение того, как должны работать представители власти. «Об этом говорилось и раньше, но сейчас это больше чувствуется на практике», – замечает он.

По подсчетам HRW, за последние 14 месяцев из тюрем Узбекистана освобождены 16 политических активистов. Подобные шаги там называют «сдвигом вперед».

«Это значительные цифры. У нас налажен диалог с правительством и в связи с термином политзаключенный. Понимаем, он чувствительный для властей, но, тем не менее, мы очень рады, что они вступили в диалог с нами по таким вопросам. Это обнадеживает людей, которые наблюдают за системой судопроизводства», – подчеркнул Свердлов.

Третья область, где организация видит особый прогресс – это деятельность СМИ, которые стали затрагивать более злободневные темы. Так, например, в прямом эфире появились передачи, касающиеся недопущения принудительного труда на хлопковых полях.

Критический голос

В HRW говорят о своем независимом статусе, подчеркивая, что организация не получает финансирование от каких-либо правительственных структур, поскольку не имеет на это право из-за конфликта интересов, который может помешать исследованиям в области прав человека.

«Наш офис в Нью-Йорке, но мы не американская организация, мы действительно независимы от американского и от любого другого правительства и остаемся критическим голосом, который заявляет о правах человека», – уверяет собеседник.

Офис HRW

После налаживания новых контактов организация надеется на продолжение плодотворного сотрудничества и работу с партнерами в гражданском обществе. В этой связи совместно изучается вопрос, как быть с решением Верховного суда.

«Случай с HRW очень важен, потому что мы, пожалуй, первая правозащитная организация, которая раньше здесь работала и теперь собирается вернуться. Когда нас принимал Абдулазиз Камилов (министр иностранных дел – прим. ред.), он выразил полную поддержку президента Узбекистана в расширении нашего присутствия здесь. Мы будем работать в этом направлении, и я не думаю, что решение Верховного суда помешает открыть новое представительство», – сказал Свердлов.

По его мнению, в ходе различных встреч и переговоров правительство Узбекистана продемонстрировало политическую волю предоставить HRW возможность на постоянной основе осуществлять свою деятельность в стране. Открытие офиса может стать важным прецедентом для других организаций, которые взвешивают свое решение, как быть в новой политической обстановке. Свердлов выразил уверенность, что обе стороны продолжат совместную работу для преодоления имеющегося барьера.

«В сентябре у нас состоялся ряд встреч, и тогда мы почувствовали, что диалог начат. Надеемся, что вопрос нашего постоянного присутствия будет решен. Многие смотрят на наш случай, потому что мы одна из тех организаций, которая охватывает наиболее чувствительные вопросы. Если Узбекистану удастся начать новую главу в отношениях с HRW, это действительно будет говорить о многом, как в ситуации с правами человека, так и со свободой слова», – заключил Свердлов.

Новости

Адвокаты

Опрос

Сайт создан с помощью Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
Scroll to top