Друзья потом спрашивали: «А какого шайтана тебя вдруг понесло в Россию? Ташкент ведь город хлебный и все такое».
Не знаю, для кого как, а для меня Ташкент оказался не очень-то и хлебным. Я русский человек, с дипломом о высшем образовании по русской филологии, журналист элементарно не мог заработать себе на жизнь. Хотя работал в местных изданиях уже с первого курса универа. За 20 лет работы я сменил не одну редакцию, переходя туда, где платили хоть чуть больше. А еще газеты часто закрывались, и я оставался вовсе без работы.
Попав в очередную черную полосу, я задумался о переезде в Россию. Сама программа Переселения, на мой взгляд, дает все шансы сделать это легко и просто. Да, бюрократии не избежать, но в наших условиях на каждом шагу тебя ждут «помогайки», они за нормальные помогут и доведут до порога представительства российского МВД. А дальше все уже зависит от тебя.
Я, например, решил махнуть в Липецк. Выбирал, конечно не наобум, а из тех соображений, что в этом городе живут наши знакомые, переехавшие туда ранее. Вот только стоило мне получить «корочку» переселенца, как я получил письмо от этих знакомых, где они сообщали, что переехали в Краснодарский край. Тут бы мне свернуть свою деятельность по переселению, но жаль было потраченного времени, нервов и денег.
Словом, я поднялся на борт самолета «Аэрофлота», следующего рейсом «Ташкент – Москва». В душе был полный раздрай. Особого страха не было, хоть я и летел в неизвестность.
В московском аэропорту меня встретил дальний родственник, который выдал мне в бессрочное пользование сотовый телефон без сим-карты. Ее я должен буду купить в Липецке, чтобы не переплачивать за роуминг. В качестве бонуса родич угостил меня пивом и отвез на Павелецкий вокзал. Хотя я рассчитывал на ночевку у него, чтобы хоть как-то выспаться.
В Липецк я прибыл около 5 утра по Москве и сразу же кинулся искать, где купить сим-карту. Это мне было необходимо, т.к. еще из Ташкента связался с некоей риэлторшей, предложившей снять квартиру за умеренную цену. Симку я купил часа через два, но вот связаться с маклершей не смог. Дамочка просто не брала трубку.
Делать нечего, связался с Центром временного размещения соотечественников (ЦВР). Поймал такси. Водитель «Тойоты» вступил со мной в беседу и очень удивлялся, что это я за мазохист такой, что приехал в самый грязный город Российской Федерации. Хотя Липецк показался мне ничуть не грязнее Ташкента. Напрягало только отсутствие арыков (водоотвода, для тех, кто не знает) по краям дорог. Из-за этого осенью я вынужден был переобуться из кроссовок в берцы – дождевая вода была по щиколотку и выше.
Начнем с хорошего: что мне понравилось, так это дешевизна питания. Сейчас я уже не назову цен, но с голоду я там не пухнул. Даже если совсем ударялся в режим жесткой экономии, то бутылка простокваши и буханка «спортивного» (ржаного с семечками и сушеной морковкой) хлеба помогала продержаться до следующей транзакции денег из Ташкента. А обходиться без посылок с Родины никак не получалось, поскольку с работой в Липецке примерно так же, как и в моем родном Отечестве.
Я сунулся было в школу (точнее, в две), но меня жестко обломали. Дескать, категории у тебя нет, опыта работы с детьми – тоже, да еще и диплом иностранный. Посему, положим тебе жалованье в 8000 рубликов. Даже в переводе на узбекские сумы получается смех! А учитывая, что недельная аренда номера в ЦВР обходится в 4100 рэ, выходит совсем грустно.
Вот правильно мне перед отъездом говорили умные люди: «Не путай Россию и Москву с Питером». Но в целом жил я неплохо.
Что интересно, оказывается, программа переселения в странах СНГ сильно различается. Например, я сделал себе разрешение на временное проживание в РФ еще в Узбекистане, а мои соседи по комнате из Молдавии собирали документы на РВП уже в Липецке. Мне же нужно было только взять справку от местного психиатра, что я не состою на учете в ПНД.
Это, кстати, повеселило: Ну зачем человеку, буквально вчера приехавшему в Россию, брать справку от «психа»? К слову, никаких бесед со мной не проводилось: нет тебя в липецкой картотеке психоневрологического диспансера – получи индульгенцию. В общем, штамп РВП мне удалось получить «с полпинка»
Долго ли, коротко ли, подошло мое время сдавать документы на получение российского гражданства. С этой целью я и явился по адресу Осенний переулок, д. 4. Там внимательно посмотрели на мои документы, пощелкали клавиатурой и сообщили, что зарегистрирован я в «резинке». Хозяин этой квартиры по ул. Левобережной уже давно известен соответствующим органам и документы от его квартирантов просто не принимаются.
Посмотрев на мою ошарашенную физиомордию, мне посоветовали зарегистрироваться по другому адресу и тогда проблема автоматически снимется.
О’key, покопавшись в газетных объявлениях, я нашел телефон старушки, у которой «все схвачено и за все заплачено». В смысле, с гражданством проблем не будет. Тем же вечером мы с ней стояли в паспортном столе. И тут… нет, такое могло произойти только со мной – у меня из кармана вытащили паспорт. Я специально не стал убирать его в сумку, поскольку скоро его нужно было предъявлять. И вот вытащили же!
В итоге накрылось мое гражданство, я вернулся в Ташкент, где и проживаю по сей день.
Да, повторюсь, к самой Программе добровольного переселения никаких претензий. Напротив, хорошо, что она есть и по-прежнему действует. Десятки, сотни тысяч российских соотечественников успешно воспользовались ею и пустили корни на исторической родине. В отличии от меня, просто раззявы, если совсем откровенно.
Впрочем, у меня в запасе остается вторая попытка, если что…