-
14-01-2025
„Всемирная Россия“ беседует с председателем ВКС Михаилом Дроздовым.
Михаил Владиславович, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, детстве, о Вашем родном городе
Так случилось, что моя жизнь оказалась разделена на две большие части. Первая часть прошла на родине, во Владивостоке. Я родился в 1971 году и до своих 25 лет прожил там. А вот вторая, уже большая часть моей жизни — с 1996 года по настоящее время – оказалась связана с Китаем.
Я происхожу из интеллигентной семьи. Мой отец в течение многих лет был редактором издательства. Сначала он трудился в Дальневосточном книжном издательстве. Это было самое крупное издательство, расположенное восточнее Новосибирска. А затем более 30-ти лет проработал главным редактором издательства Дальневосточного университета. Через руки отца прошли сотни рукописей российских ученых-дальневосточников, и, если посмотреть научную литературу, которая выпускалась там с начала 1980-х по 2010 год, в выходных данных этих книг с большой вероятностью можно найти имя моего отца. Мама была научным сотрудником, а затем бухгалтером. Всю жизнь проработала в научно-исследовательском гидрометеорологическом институте.
Владивосток в годы моего детства был закрытым городом. Помните у Высоцкого в песне „Москва-Одесса“ звучат слова „Открыт закрытый порт Владивосток“. Закрытым городом Владивосток был до 1989 года, поэтому до самой юности я никогда не видел своими глазами иностранцев. А Китай, хотя и был географически очень близок, тем не менее по причине этой самой «закрытости» был весьма от нас далек.
Во Владивостоке первые китайцы начали появляться лишь после исторического визита Михаила Сергеевича Горбачева в Китай. Поэтому мысль о том, что можно начать изучать китайский язык или интересоваться вообще Китаем, мне не приходила в голову вплоть до моей учебы в университете.
Я поступил на юридический факультет Дальневосточного университета. Во время этой учебы, примерно в 1990 году, у нас организовали группу по факультативному изучению китайского языка. Я решил попробовать свои силы и пошел заниматься в этой группе. К моему удивлению, китайский язык мне очень понравился.
Очень важным было и то, что китайский язык нам преподавал увлеченный темой Китая специалист и великолепный педагог Александр Якубович Соколовский. Эта его увлеченность настолько студентов мотивировала, что мы буквально начали бредить Китаем, очень хотелось побывать в этой стране, и такой случай очень скоро представился.
Когда я учился на третьем курсе, сразу трех студентов юристов – это было впервые за всю советскую историю университета – решили отправить на стажировку в Китай. И таким образом, в 1991 году, еще в статусе советского студента, мне удалось поехать в Поднебесную, где я и проучился целый семестр в Даляньском институте иностранных языков. Эта поездка оказала на меня серьезное влияние.
Рассказы моего замечательного преподавателя при столкновении с действительностью, с жизнью китайцев, не только подтвердились, но и наполнились для меня дополнительными смыслами. Поэтому вернувшись после стажировки домой, я почувствовал и понял, что можно попытаться стать не просто юристом, а поймать в „свои паруса ветер перемен“ и стать юристом-китаистом. Но до реализации этой идеи оставалось еще несколько лет.
А какой Ваш профессиональный путь?
По окончании университета мне довелось три года поработать на Кафедре международного и зарубежного права, где я уже более глубоко стал изучать китайское право. Я поступил в аспирантуру, которую не окончил, потому что в 1996 году уехал в Китай, и, как оказалось, надолго. Но тем не менее, годы моего преподавания и работы в университете были очень важны.
В 1996 году я даже выпустил книгу „Договор в китайском праве“. Надо сказать, что для того времени, это было довольно уникальное издание и уникальная тема. Это помогло мне получить еще одну стажировку в Китай, я приехал в Шанхай, где два года проучился на юридическом факультете в Фуданьском университете — одном из самых известных унивеситетов Китая.
В 1998 году, когда моя стажировка подходила к концу, у меня был выбор либо вернуться обратно, либо попробовать остаться в Китае, в Шанхае. Скажу честно, я не очень долго думал. К тому времени я полюбил Шанхай, и поэтому решил остаться. В 2000-м году мне удалось создать собственную компанию, которая специализировалась на оказании юридических услуг для российского бизнеса в Китае.
Спустя два года моя компания объединилась с подобной компанией, которую наши соотечественники создали в Пекине, и с тех пор мы работаем вместе, под общим брендом „China Window“. На сегодняшний день эта компания, наверное, является одной из самых старых российских бизнес-структур в Китае, нам уже почти четверть века.
За прошедшие годы мы приобрели гигантский опыт: регистрируем в Китае предприятия с российским участием, оказываем широкий спектр иных услуг, связанных с юридической поддержкой российского бизнеса в Китае. Помимо офисов в Пекине и Шанхае имеем и офис в Гонконге. Эта работа дала финансовую основу моего пребывания в Китае, которая позволила мне не замыкаться исключительно на бизнесе, а заниматься и другими, в том числе, общественными проектами.
Оказавшись в Китае и занявшись бизнесом, мне всегда хотелось найти дополнительные „якоря“ для того, чтобы мое пребывание здесь было наполнено каким-то более важным смыслом. И этот смысл я нашел в общественной деятельности.
В декабре 1998 года мною с еще несколькими друзьями-соотечественниками был организован Русский клуб в Шанхае, который стал первым общественным объединением россиян здесь со времен первой русской эмиграции. По образцу первого Русского клуба постепенно стали появляться аналогичные организации по всему Китаю. В настоящий момент такие клубы созданы и действуют почти во всех крупных городах Китая.
В 2007 году состоялась первая Всекитайская конференция российских соотечественников, на которой я был избран председателем Координационного совета соотечественников в Китае. В этой должности я пробыл до 2015 года, до своего избрания во Всемирный координационный совет российских соотечественников.
Какие цели ставите как председатель ВКС и какие проблемы приходится решать?
В 2015 году меня избрали председателем ВКС. Я нахожусь в этой должности уже 4-ю каденцию подряд, более 9 лет. Основная цель, которую вижу, сформулирована в названии нашего Совета. Всемирный координационный совет призван координировать и консолидировать российских соотечественников. Поэтому моя основная задача вести работу таким образом, чтобы те импульсы, идеи, дела, которые исходят от моих коллег по Всемирному совету имели продолжение.
Моя цель состоит в том, чтобы члены ВКС чувствовали поддержку друг друга, чтобы во время работы нашего Совета было как можно меньше каких-то недопониманий. Мне кажется, что это мне более или менее удается.
Дела, которые Совет реализует — не только моя инициатива, это общая инициатива всех наших коллег. Я очень благодарен им и тем, кто помогает мне в текущей работе, — моим заместителям, секретарю Совета. Мне кажется, что без их помощи мы не могли бы достигать тех результатов, которыми Совет уже может гордиться.
Как Вы считаете, что изменилось в отношении России к соотечественникам за рубежом с тех пор, как Вы внутри этой тематики?
Работа с соотечественниками сейчас — это уже конституционная норма, и к появлению такой нормы в российской Конституции ВКС также причастен. Самое важное – это то, что работа с соотечественниками в России ведется не в плане какой-то „компанейщины“, когда проводятся одно или два ярких мероприятия, широко освещаемые в прессе, и далее об этом направлении работы забывают на годы. Нет, наоборот.
Работа ведется спокойно, поступательно, по определенному плану. И когда работа ведется именно так, обязательно появляются позитивные результаты. Мы видим насколько более опытными стали наши КСОРСы, насколько набрал силу Фонд защиты и правовой поддержки российских соотечественников за рубежом, насколько планово ведется работа Московским правительством, Домом русского зарубежья, другими организациями и структурами, работающими на этом поле. И конечно, отдельно хочется сказать о тех задачах, которые решает Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом и МИД России. Все цели и задачи, которые раз в три года ими принимаются, обязательно выполняются. Мы видим, что эта поступательность приносит свои результаты.
В конце года принято подводить итоги, а в начале года говорить о планах. Если не возражаете, начнем с итогов. Чем Вам запомнился 2024 год?
Не скрою, последние несколько лет меня не покидала тревога за будущее нашего Движения. Ведь в целом ряде стран, которые сейчас принято называть недружественными, в отношении наших организаций, ряда активистов были предприняты действия, которые побудили их „уйти в тень“ или приостановить деятельность своих объединений.
Тем не менее, к концу 2024 года ситуация, в целом, стабилизировалась. Это было ярко видно на Всемирном конгрессе российских соотечественников, который состоялся в последние дни октября 2024 года. Тот факт, что на Конгресс приехало порядка 400 делегатов из 102 стран, говорит сам за себя.
Как мне кажется, период турбулентности завершился, появились новые лидеры, стабилизировалась в целом ситуация в общинах. Все поняли, что даже в сегодняшнем сложном мире то, чем мы занимаемся — а занимаемся мы исключительно благородными вещами, гуманитарного, культурного, общественного характера — необходимо и будет продолжено. И вот, к концу 2024 года тревога, которая меня не покидала, ушла. Для меня очевидно, что Движение соотечественников выстояло, что оно будет продолжать развиваться. Сейчас я с гораздо большим оптимизмом смотрю в будущее, в 2025-й и в последующие годы.
А в личном плане?
В этом году мне удалось впервые за много лет вместе с семьей поехать в полноценный отпуск. И отпуск этот мы провели в России. Мы посетили Москву, Суздаль и Владивосток. И что удивительно, покидая каждый из этих городов, нам всем приходила одна и та же мысль: “А вот бы приехать сюда жить“.
Бытует такое мнение, что „за пределами Садового кольца в России жизни нет“. Но наша поездка полностью разбила этот стереотип, и мои дети, и моя жена, и я увидели насколько разнообразна и интересна Россия, насколько она интересна для жизни в самых разных своих ипостасях. И в крупных мегаполисах, и в средних городах, и в малых. Для нас это было настоящим открытием.
Я не раз рассказывал, что одним из моих увлечений является коллекционирование редких эмигрантских изданий с автографами авторов, и за этот год мне удалось найти и приобрести немало новых предметов в мою коллекцию. Среди самых интересных – книги с автографами Марка Алданова, Бориса Зайцева, Ивана Елагина, Александра Солженицына.
Есть еще одна новость, которой я хотел бы поделиться со всеми моими друзьями. Примерно полтора месяца назад я завел собственный телеграмм-канал, который называется „ЗАРУБЕЖЬЕ с Михаилом Дроздовым“. На него за короткий срок уже успело подписаться почти 500 человек. Мне кажется, что мне пока удается найти темы, которые могли бы быть интересны широкому кругу людей. Когда публикую там свои посты, стараюсь избегать излишнего официоза. Пишу о том, что мне интересно, и уже довольно регулярно получаю добрые отзывы. Призываю всех, кто читает это интервью, подписаться на мой телеграмм-канал.
И о планах. Какие проекты предстоит осуществить?
В начале будущего года мы в ВКС обновим состав наших комиссий, их сейчас шесть. Основные идеи, которые затем воплощаются в жизнь, в основном, рождаются именно в комиссиях Совета.
Важным направлением работы ВКС в будущем году останется вопрос, связанный с возможностью поступления в российские вузы постоянно проживающих за рубежом соотечественников — граждан России. Сам же я планирую, как и прежде, принимать участие в Региональных конференциях соотечественников и поддерживать начинания, которые будут поступать с мест.
По Вашему мнению, какие особые черты русского характера позволяют России быть сильной и преодолевать препятствия на протяжении всей ее истории?
Постараюсь ответить, прибегнув к спортивной терминологии. Бывает обычный бег, а бывает бег с препятствиями. Вот нам, как мне кажется, просто бежать и смотреть по сторонам — не интересно, это не наше. А вот бег с препятствиями — это да. Здесь мы полны адреналина, нас это только „подстегивает“.
И еще одно обстоятельство, которое очень помогает – наличие великой цели. Сейчас перед россиянами, где бы они не жили, стоит цель — построить новую Россию — суверенную, свободную, динамичную страну.
Желаю в Новом году всем соотечественникам, проживающим за рубежом, поучаствовать в строительстве нашей новой России, а также желаю всем друзьям и коллегам со всего мира здоровья, благополучия и всего самого доброго!
Беседовала Марина Дадикозян
Новые статьи:
Ранние статьи:
- Чем опасен визовой режим с Россией - 30-12-2024 08:22
- Какие изменения вступят в силу с 1 января в Узбекистане? - 26-12-2024 13:25
- Диаспора подвела итоги 2024 года - 24-12-2024 12:50
- В Самарканде задержали эколога Александру Заславскую. - 17-12-2024 09:26
- Ташкент рукоплещет лауреату «Русской премии» - 12-12-2024 08:57
Новости
-
Узбекистан шагает к населению в 40 миллионов человек.
22-01-2025 -
В Узбекистане ужесточат наказание за несвоевременную доставку товаров
22-01-2025 -
Число трудовых мигрантов из Узбекистана за рубежом снизилось более чем на треть
22-01-2025 -
Министр обороны РФ прибыл в Узбекистан с официальным визитом
22-01-2025 -
Военнослужащих Нацгвардии Узбекистана планируется обязать представляться гражданам
22-01-2025 -
Узбекские мигранты разбегаются в Южной Корее
21-01-2025 -
Объем трансграничных переводов в Узбекистан вырос на 30%
21-01-2025 -
Помощники хокимов совершили свыше 300 коррупционных преступлений в 2024 году
21-01-2025 -
В Ташкенте начался процесс сносов
21-01-2025 -
Сколько судебных решений первой инстанции отменили в Узбекистане за 2024-й
20-01-2025 -
Узбекский политик Алишер Кадыров заявил, что все наружные надписи должны быть на узбекском языке
20-01-2025 -
Криптобиржа Binance начнёт работать в Узбекистане через локального партнёра
20-01-2025 -
Фаррух Рустамов возглавил «Узкомназорат»
20-01-2025 -
Узбекистанцы ожидают рост цен в 2025 году
20-01-2025 -
В Самарканде вышла книга о творчестве русского художника Павла Бенькова.
17-01-2025